Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Секретный ключ Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2

ТЕМА: Трагедия ПЛ "Комсомолец"

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 11 года 8 мес. назад #1

  • Алексей Севастьянов
  • Алексей Севастьянов аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Адмирал
  • Адмирал
  • Сообщений: 159
  • Репутация: 152
  • Спасибо получено: 0
Вот на днях попала ко мне книга Д.А. Романова "Трагедия подводной лодки "Комсомолец"", в которой автор - заместитель главного конструктора ПЛ "Комсомолец" - предлагает своё толкование трагедии, разыгравшейся в Норвежском море 7 апреля 1989 года. Его мнение о причинах аварии и гибели ПЛ, основанное на документальных свидетельствах, противоречит тем выводам, которые сделала правительственная комиссия.
Автор считает, что:
1. Анализ действий экипажа в период аварии показал полную его неспособность вести борьбу за жевучесть ПЛ. Слабая боевая и профессиональная подготовка экипажа привела к трагическому исходу аварии на ПЛ.
2. Причиной гибели большей части экипажа явились промедление главного командного пункта ПЛ в передаче сигнала об аварии, безответственность командного пункта Северного флота при организации спасательных работ, а также отсутствие со стороны командования корабля какого-либо руководства по эвакуации экипажа с тонущей ПЛ, слабое знание личным составом правил использования спасательных средств.
3. Нет никаких доказательств того, что ПЛ вышла в море с исправным газоанализатором на кислород и с исправным телевизионным комплексом.
4. Никакие действительные или мнимые несовершенства оборудования, систем и самой ПЛ не явились причиной создания аварийной обстановки и возникновения пожара в 7 отсеке и не повлияли на исход трагедии.
5. В процессе аварии всё оборудование главной энергетической установки действовало безотказно.

А что Вы думаете?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Мужество делает ничтожными удары судьбы

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 11 года 8 мес. назад #2

  • Korsar
  • Korsar аватар
  • Не в сети
  • Старшина 1 статьи
  • Старшина 1 статьи
  • Сообщений: 184
  • Репутация: 25
  • Спасибо получено: 0
Заместителем быть хорошо-ни за что не отвечает.Но все же- не пытается ли автор ,как бы оправдаться? Хотя согласен с утверждением о слабой подготовке экипажа.Это было сплошь и рядом.Но это не умаляет вины конструкторов.К примеру почему всплывающая рубка не отделилась по команде.Понадобилось какое давление для этого.Лучше пускай свою книжку даст почитать мичману Слюсаренко(насколько я помню).Он ведь единственный кто выжил из тех, кто испытал весь этот кошмар.В смысле единственный из спасательной камеры вышел живым.И то все благодаря тому что люк был закрыт лишь на защёлку.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 11 года 8 мес. назад #3

  • guliver
  • guliver аватар
  • Не в сети
  • Старшина 1 статьи
  • Старшина 1 статьи
  • Сообщений: 178
  • Репутация: 1
  • Спасибо получено: 0

Но все же- не пытается ли автор ,как бы оправдаться?

Вполне возможно! Ведь существует постоянное противостояние между конструкторами и экипажами!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Вечная слава морякам-подводникам

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 11 года 8 мес. назад #4

  • Lelik
  • Lelik аватар
  • Не в сети
  • Старшина 2 статьи
  • Старшина 2 статьи
  • Сообщений: 104
  • Спасибо получено: 0

Лучше пускай свою книжку даст почитать мичману Слюсаренко

Кстати, мичман Слюсаренко вышел из ВСК только благодаря своей низкой спасательной подготовке!!!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

И нет нам тверже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей!

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 11 года 8 мес. назад #5

  • Korsar
  • Korsar аватар
  • Не в сети
  • Старшина 1 статьи
  • Старшина 1 статьи
  • Сообщений: 184
  • Репутация: 25
  • Спасибо получено: 0
Lelik пишет

Кстати, мичман Слюсаренко вышел из ВСК только благодаря своей низкой спасательной подготовке!!!

Не могу согласиться совсем,так как у него огромный опыт в подплаве и водолазном деле(об этом читал в журнале).Возможно в атмосфере событий что то сделал не так.Наверное вы имеете ввиду,что "идашку" одел неправильно-лишь исходя из этого так утверждаете?Как я сам бы повёл себя-не знаю.Впрочем никто из нас не может уверенно ответить на этот вопрос.Конечно что происходило внутри капсулы мы знаем лишь с его слов.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 11 года 8 мес. назад #6

  • Lelik
  • Lelik аватар
  • Не в сети
  • Старшина 2 статьи
  • Старшина 2 статьи
  • Сообщений: 104
  • Спасибо получено: 0
В принципе не поспоришь, полностью с вами согласен. Сам не знаю как бы поступил. Тпк что не нам их судить.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

И нет нам тверже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей!

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 11 года 8 мес. назад #7

  • guliver
  • guliver аватар
  • Не в сети
  • Старшина 1 статьи
  • Старшина 1 статьи
  • Сообщений: 178
  • Репутация: 1
  • Спасибо получено: 0

Как я сам бы повёл себя-не знаю.Впрочем никто из нас не может уверенно ответить на этот вопрос.

В экстримальных условиях поведение человека не предсказуемо, даже не смотря на многолетний опыт! В институтах и учебках, конечно, пытаются психологически подготовить в таким ситуациям, но шаблонность не даёт желаемого результата!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Вечная слава морякам-подводникам

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 11 года 6 мес. назад #8

  • oks99
  • oks99 аватар
  • Не в сети
  • Матрос
  • Матрос
  • Сообщений: 37
  • Спасибо получено: 0
О причине аварии ничего сказать не могу - ее, наверное никто и никогда не узнает. А вот причина гибели большей части экипажа (не менее 30 из 42-х погибли в воде) - именно безответственность командования КСФ. Насколько я знаю приказа о подготовке к покиданию корабля не было, хотя лодка явно была обречена (до нее по той же схеме ушли на дно К-8 и К-219) и дотащить ее до базы просто не успели бы, даже если бы она тонула 2 - 3 суток. В результате люди оказались в воде кто в чем был, да еще и ПСН неправильно на воду спустили (он перевернулся). В общем тупо загубили кучу народа. А командира ЭТД просто забыли в прочном корпусе - он обслуживал на фиг уже не нужный дизель-генератор, и когда лодка пошла на дно, из-за перепада давления не смог отдраить люк всплывающей рубки.
Но больше всего меня убила фраза в газетенке типа "Правды" - "подводная лодка ушла на дно с полностью готовым к работе гидроакустическим комплексом" - дескать не зря ребята жизни свои отдали... ПРОТИВНО.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

NAVIGARE NESESSE EST VIVERE NON NESESSE

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 11 года 6 мес. назад #9

  • oks99
  • oks99 аватар
  • Не в сети
  • Матрос
  • Матрос
  • Сообщений: 37
  • Спасибо получено: 0

почему всплывающая рубка не отделилась по команде.Понадобилось какое давление для этого.

Основная причина неотделения всплывающей рубки - сильный дифферент на корму (лодка погружалась почти вертикально). Когда ПЛ упала на дно и выровнялась, рубка отделилаь. Другое дело, что они умудрились давление там поднять так, что выходивший перед Слюсаренко весь переломался.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

NAVIGARE NESESSE EST VIVERE NON NESESSE

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 11 года 6 мес. назад #10

  • Korsar
  • Korsar аватар
  • Не в сети
  • Старшина 1 статьи
  • Старшина 1 статьи
  • Сообщений: 184
  • Репутация: 25
  • Спасибо получено: 0

выходивший перед Слюсаренко весь переломался

Он скорее вылетел,а не вышел оттуда.При таком внутреннем давлении в капсуле иного быть не могло.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 11 года 6 мес. назад #11

  • oks99
  • oks99 аватар
  • Не в сети
  • Матрос
  • Матрос
  • Сообщений: 37
  • Спасибо получено: 0

выходивший перед Слюсаренко весь переломался

Он скорее вылетел,а не вышел оттуда.При таком внутреннем давлении в капсуле иного быть не могло.

Правильно. Вылетели оба, только Слюсаренко повезло - его просто выдуло, ИДАшку лишь сорвало.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

NAVIGARE NESESSE EST VIVERE NON NESESSE

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 11 года 1 мес. назад #12

  • северянин
  • северянин аватар
  • Не в сети
  • Матрос
  • Матрос
  • Сообщений: 22
  • Репутация: -1
  • Спасибо получено: 0
Подробно,практически,поминутно ход и развитие аварии и всех событий освещён в книге адмирала В.Д.Чернова,где разобраны и недостатки в подготовке экипажа,и заводские и конструктивные недоработки.На таком корабле,однозначно,экипаж должен готовиться особенно тщательно и всесторонне,особенно к борьбе за живучесть.Корабль ведь был в единственном экземпляре!А комплектовался всё теми же ИДАшками образца 1959 года,хоть и слегка модифицированными,но весящими всё те же 14 кг,и масками,которые при пожаре снимаются вместе со скальпом.Почему-то никто не подумал,что нащ замечательный пламегаситель системы ЛОХ - хладон 114в2 при температуре пожара раздагается на фосген - боевое ОВ.Замечательное вещество,уплотняющее многочисленные отверстия прочного корпуса - кабельные и прочие вводы,выдерживающее глубины более километра,ибо при увеличении внешнего давления уплотняется ещё сильнее - при температуре пожара размягчается,и ПК становится негерметичным.Почему-то всё это выяснили и озвучили потом...Да,мы на учениях по БЗЖ часто рассматривали не связанные эпизоды - отдельно - поступление воды,отдельно - возгорания,хотя,понятно,что поступающая морская солёная вода неизбежно вызовет ряд КЗ даже брызгозащищённого электрооборудования,что и произошло
на "Комсомольце".Да,им удалось,даже потеряв ход,всплать с глубины почти 800 метров,да,они рассчитывали,что корабль продержится на плаву,и люди оказались на надстройке без водолазного белья и СГП,в одном РБ.Но вот чтобы остаться дольше на поверхности - уроки предыдущих катастроф-надо было тщательно контролировать продольную остойчивость - самое важное для формы ПЛ на поверхности.Об увеличении дифферента на корму(а 7-й отсек заполнялся через прогоревшие сальники и трубопроводы)
предупреждали экипаж и наши лётчики,облетавшие лодку.Если бы,не тратя драгоценный запас ВВД на продувание кормы,притопить нос,даже увеличив осадку в ущерб плавучести,лодку удалось дольше продержать на поверхности,по расчётам - до подхода "Хлобыстова".
Плотики тоже.При их большой парусности после раскрытия даже небольшой ветер сразу относит их от борта.Нужен шкерт,крепящий плотик у борта после отдачи из контейнера,но всё это,увы,после,после...Залезть на этот плотик из воды в СГП -это нечто!Я это проделывал на тренировке в бассейне с трудом,а каково на ветру в море при температуре воды 6 градусов,когда этот плотик мотыляется на волнах вовсю?Большинство погибших на "Комсомольце" просто замёрзли в море.Я видел эту лодку при постройке в Северодвинске ещё в доке.Олег Аванесов,бывший на ней тогда помощником(мы учились вместе в училище), рассказывал мне о ней.Наш экипаж жил в одной казарме с экипажем Зеленского,который принимал эту лодку на заводе.Они на ней здорово отработались,а вот к подготовке экипажа Ванина,который пошёл на "Комсомольце" в последний поход,командование 1 флотилии отнеслось никак.Там у них вообще шла резкая кадровая чехарда, и никто,похоже,по-настоящему подготовку экипажа к походу не проводил.Печально всё это очень,а ещё печальнее,что семьи погибших,в отличие от семей погибших на "Курске" ничего не получили.Вот так власти вдов и детей разделили...

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

плавали-знаем!

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 11 года 1 мес. назад #13

  • oks99
  • oks99 аватар
  • Не в сети
  • Матрос
  • Матрос
  • Сообщений: 37
  • Спасибо получено: 0
Северянин пишет: Почему-то никто не подумал,что нащ замечательный пламегаситель системы ЛОХ - хладон 114в2 при температуре пожара раздагается на фосген - боевое ОВ.
Фреон114в2 и без воздействия температуры убивает - был случай, когда ошибочная подача его в неаварийный отсек привела к гибели л\с.
Северянин пишет: Если бы,не тратя драгоценный запас ВВД на продувание кормы,притопить нос,даже увеличив осадку в ущерб плавучести,лодку удалось дольше продержать на поверхности,
Сомневаюсь - судя по скорости заполнения, в 7-м отсеке прогорел корпус (титан горит превосходно!), а вот ВВД в корму давали действительно зря - через разрушенные трубопроводы он поступал в очаг пожара, раздувая пламя - как раз идеальные условия для горения титана.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

NAVIGARE NESESSE EST VIVERE NON NESESSE

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 9 года 11 мес. назад #14

  • Александр Соловьев
  • Александр Соловьев аватар
  • Не в сети
  • Матрос
  • Матрос
  • Сообщений: 5
  • Спасибо получено: 0

Северянин пишет: Почему-то никто не подумал,что нащ замечательный пламегаситель системы ЛОХ - хладон 114в2 при температуре пожара раздагается на фосген - боевое ОВ.
Фреон114в2 и без воздействия температуры убивает - был случай, когда ошибочная подача его в неаварийный отсек привела к гибели л\с.

Вы ничего не перепутали, господа? При высокой температуре фосген выделяется не из ингибитора фреон114В2, а из хлорпикрина. Да и какая разница? Фреон114В2 связывает кислород, прекращая реакцию окисления (горение), на чем и основано его огнегасящее действие. От фосгена противогаз защитит какое-то время, а от ингибитора спасет только ИП или ИДА.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Трагедия ПЛ "Комсомолец" 9 года 10 мес. назад #15

  • oks99
  • oks99 аватар
  • Не в сети
  • Матрос
  • Матрос
  • Сообщений: 37
  • Спасибо получено: 0

Вы ничего не перепутали, господа? При высокой температуре фосген выделяется не из ингибитора фреон114В2, а из хлорпикрина. Да и какая разница? Фреон114В2 связывает кислород, прекращая реакцию окисления (горение), на чем и основано его огнегасящее действие. От фосгена противогаз защитит какое-то время, а от ингибитора спасет только ИП или ИДА.

Если быть более точным, то из фреона 114в2 при нагревании выделяется дифосген. Разницы действительно никакой, поскольку при пожаре в отсеке стремительно растет концентрация угарного газа, а от этой гадости фильтрующий противогаз бесполезен - поможет только дыхательный аппарат с замкнутым циклом. Еще и поэтому разговоры о том, что фреон при пожаре - источник дополнительной опасности, не имеют смысла.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

NAVIGARE NESESSE EST VIVERE NON NESESSE
  • Страница:
  • 1
  • 2
Rambler's Top100